Фоторепортаж. Wardruna. Ледовый дворец. 31 октября 2018

Wardruna (31. 10. 2018)

”Kven skal synge meg,
i daudsvevna slynge meg?”

«Кто будет петь мне,
В кружева смерти вплетая меня?»

«Всем известно, что Один висел на Мировом Древе девять дней и ночей. Также известно, что когда он отворил эту дверь посредством энергии крови, боли и страдания, его жизненная сила, убегающая вниз по Древу, отмеренная норнами, свилась в великое заклятие, но руны, что явились ему, не были единственными, кто пришёл. Они стали первыми, да, и все они устремились в его руки, красные от собественной крови, но и другие последовали за ними, быстро и кучно. Некоторые врезались, словно горящие метеоры в почву 9-ти миров, где они ждут до сих пор, дабы быть найденными и познанными. Некоторые так и остались в Бездне, другие в пределах ствола Мирового Древа, отдельные же превратились в звёзды, а иные снова сгинули во тьме. Когда Один отворил врата, все в 9-ти мирах ощутили это. Кто-то понял, что произошло, и, отворив рот, так и замер с каменным лицом, чуя всплеск Силы. Некоторые так ничего толком и не осознали, кроме самого ощущения, что воздух безмолвно застыл, словно задержав своё дыхание. Спустя некоторые время, они, скорее всего, встряхнулись от оцепенения и вернулись к своим повседневным делам. По их коже пробежали мурашки, но, ни один из них, подобно Одину, не обрёл мудрость.» (Рэйвен Кальдера – ”Runemasters Of The Tree”)

“Wardruna” («Руна-Страж» или «Рунический страж») – один из самых неординарных проектов, не только для европейской, но и для мировой сцены. Лично для меня, да наверняка и для самого Айнара Селвика (именно так звучит его имя на норвежском), до сих пор является загадкой то, как проект, основанный на одних лишь народных скандинавских инструментах и шаманских песнопениях, вышел на такую большую музыкальную арену и способен собирать стадионы. Думаю, что существенную роль тут сыграл именно сериал «Викинги», пустивший культуру и эстетику суровых северян раннего средневековья в массы. Вторым фактором я бы обозначил то, что участники проекта поют на старонорвежском и современном западном диалекте норвежского языка. Несмотря на своё название – nynorsk (”новый норвежский”), этот диалект основан на простонародном говоре и очень близок к изначальному языку «людей фьёрдов». В сочетании с репликами стародавних северных инструментов и гальдром – заклинательным пением, всё это выглядит крайне аутеинтично. И третий фактор – Айнар свято верит во всё, что он делает. Перед записью той или иной композиции он часто подвергает себя крайне суровым испытаниям, иногда, подобно Одину, пребывая на грани жизни и смерти.

С момента основания группы в 2003-ем году минуло уже 15 лет. За это время Айнар и его братья и сёстры по оружию успели выпустить и завершить трилогию «Рунических Звуков» (”Runaljod”): ”Gap var Ginnunga” (2009), ”Yggdrasil” (2012), и ”Ragnarok” (2016) символизирующих рождение Вселенной из Бездны, становление Мирового Древа и 9-ти миров и гибель всего сущего в огне Рагнарёка. А на горизонте, сквозь холодную ноябрьскую дымку со своей верной тагельхарпой в руках к нам уже спешит ”Skald” (2018).

31 октября в Ледовом собралось довольно приличное количество слушателей, пустые места в зале почти отсутствовали, что при сравнительно дорогой стоимости билетов тоже было довольно-таки удивительно, но предсказуемо. Сцена была расположена лицом ко входу, а не сбоку как это часто бывает на данной площадке. С первых же секунд шоу на сцене погас свет и Айнар и его товарищ по оружию Айлиф Гюндерсен (Eilif Gundersen) взяли в руки металлические витые трубы и издали такой ревущий звук, что подо мной затряслось сидение. Зазвучали ноты руны ”Tyr” — руны воина. На письме она изображается в виде копья, которое самый храбрый воин первым бросает во вражеское войско, символизируя начало сражения. И оно началось. Чем дальше оно продвигалось, тем больше сознание слушателей переносилось в ”vikingtid” («эпоху викингов»). Айнар и его подруга Линди Фэй Хэлла пели гальдром и, казалось, брали какие-то запредельные, нечеловеческие ноты. Звук и световые эффекты были на высшем уровне. Пляска теней троллей и рогатых оленей на ”Heimta Thurs” и ”Algiz”, стреляющие лучи света в ”Fehu”, снежно-белые кристальные скалы в ”NaudiR”, отражения на фоне кроваво-красного замерзшего водопада в ”Odal”. Железные рога вернулись снова в ”Uruz”, символизируя рев первобытного быка-тура и неукротимые, неподвластные человеку силы природы. Также Айнар исполнил на староскандинавском под тагельхарпу отрывок из «Прорцания Вёльвы», а Линди пропела слова руны ”Is”. Селвик по ходу выступления менял свою любимую норвежскую лиру на рожок из
козьего рога, Айлиф, с заплетённым в бороде волчьим клыком чередовал различные трубы и флейты, а скрипач Хальвар Кливлэн порою заменял свою скрипку-фьёлль на варган. Очень повеселил барабанщик X. C. Дальгор (H. C. Dalgaard), использующий кожаные барабаны и бубен вместо перкуссии.
В конце Айнар поблагодарил всех, сказав, что ему очень нравится приезжать в Россию и играть музыку от сердца к сердцам слушателей. Перед исполнением последней запланированной песни, он сказал что смысл его музыки не в том, чтобы снова всем стать викингами, а в том чтобы использовать наследие предков во благо здесь и сейчас. Он поведал, что существовали песни для посева урожая и его жатвы, песни для празднеств и веселья, но существовали и песни для провода в последний путь. Именно такой и является песня ”Helvegen” – «Дорога в Хель». «Кто будет петь мне, когда я побреду по Тропе Мёртвых?». Ныне, кроме группы «Wardruna», этого, наверное, больше не сделает никто. И в самом конце, на бис, народ «уломал» г-на «Квитравна» исполнить ещё одну песню под арфу. Ей стала ”Snake Pit Poetry”, древнескандинавская баллада от лица самого Рагнара Лодброка, который проводит последние минуты своей жизни яме со змеями. «Что делает настоящий викинг, когда его бросают в яму со змеями? Правильно! Пишет поэзию!» – весело подытожил Селвик. Исполнив её, он, откланявшись, удалился вслед за остальным коллективом. То, что подобные проекты ныне собирают стадионы не может не радовать. Даже пару лет назад это было сложно представить. Это значит, что зов наших предков по-прежнему силён в нас и зёрна, брошенные Айнаром, нашли плодородную почву и обратились во всходы.

Корреспондент: Artøm Maksul 

Фотограф: Сергей Дорошенко