Backstage. Репортаж. Cirque du Soleil. Ледовый дворец. 28 апреля 2018

Backstage. Репортаж. Cirque du Soleil. Ледовый дворец. 28 апреля 2018

28 апреля жителям и гостям культурной столицы повезло увидеть «OVO» легендарных Cirque du Soleil, а журналистам «StageOK» — заглянуть за кулисы, посмотреть на происходящее Над, Под и За сценой, пообщаться с несколькими участниками программы и окунуться в атмосферу подготовки к красочному премьерному шоу.

Шoу «OVO»в цифрах — это 100 участников из 11 стран, половина из которых — артисты (возрастом от 21 до 60 лет) из 14 стран,  а вторая- руководители и рабочий персонал, 23 контейнера с оборудованием и реквизитом, 5 миллионов зрителей по всему миру, 100 посещённых городов. А ещё это 5 городов России, кому предстоит увидеть шоу в рамках тура после показов в Петербурге.

Уже при входе на площадку мы увидели снующих по углам «Ледового» работников с фирменными бейджами, подобно муравьям, расставляющие всё по своим местам в большой организованной суете. Мы скоро узнаем, что такая же работа на всех позициях здесь кипела со вчерашнего дня, когда начался 14-ти часовой монтаж конструкций и прочего оборудования с чистого листа.

Магия Цирка началась после входа в зрительный зал. Сразу же обратила на себя внимание самая большая конструкция — стена 19,5*9 метров, одновременно участник групповых номеров и поле для графических проекций позади выступающих. В тот момент, когда мы зашли в зал, с неё весело падали в свободном полёте акробаты…. и так же весело отпрыгивали от батутов, порой делали сальто или какие-нибудь грациозные вещи, и возвращались на стену, словно магнитом притянутые. Одновременно с этим гимнастка на красных полотнах взмывала над крышу купола, кто-то куда-то сновал мимо, режиссёры занимались своим делами, а внутри сцены была периодически слышна дрель.

Вот мы уже окружаем миниатюрную и милую россиянку Инну Кравцову для интервью и узнаём, что за восемь лет работы в цирке Cirque du Solei она участвует уже в 4й его программе. Инна- воздушная гимнастка. Она попала в цирк со второго раза после знаменитого фирменного кастинга и счастлива своему выбору. Её не печалит бесконечная жизнь  на чемоданах, потому что она уже с 11 лет в дорогах, и Инна даже научилась укладываться в 1 чемодан, не забывая положить парочку красивых платьев в тур лично для себя. Строгие ли правила в этом величайшем цирке всех времён? Нет, если ты знаешь своё дело, то всё справедливо. На вопрос, чусвствует ли она свою ответственность за участие от России в таком проекте, спортсменка ответила, что только в эту минуту, когда мы всё её окружили плотным кольцом, она чувствует весь престиж своей работы перед соотечественниками, а до этого не задумывалась о этом. Ведь ей предстоит впервые выступить с легендарным цирком именно в России. Инна рассказала, что посмотреть новые города в туре ей практически некогда, и иногда усталость от кочевого образа жизни даёт о себе знать, но работа там построена таким образом, что люди морально не выгорают от этого и отпуски периодически случаются. На  вопрос, хотела ли она бы попробовать себя в новом жанре в рамках цирка или освоить новый реквизит, ответ был уверенно отрицательный. А вместо амулета на удачу она, как настоящая девушка, лучше положит в чемодан ещё одно платье. Во время этого можно было чётко расслышать знакомое «хорошо!» От одного из «сверчков», которые всё это время занимались у стены на батутах. Инна подтвердила нашу догадку о наличии русскоговорящих (россиян, украинцев и других) в этом номере и в шоу в принципе.

Сразу же нас знакомят с пресс-атташе проекта Николя Шабо и дальнейший наш тур за кулисы проходит вместе с ним и пиар-менеджером проекта Юлией. Николя уже очень долгое время путешествует с цирком и знает о программе столько, сколько никто другой. «Только что вы стали свидетелями репетиции заключительного группового номера «OVO», — говорит он и показывает листок с разноцветным расписанием, -а вообще программа репетиций для всех участников расписана буквально по минутам и имеет сумасшедший темп». Да, постановка «OVO» существует около десяти лет, но только с 2016 года она преобразована в такой выездной формат «арена-шоу». В Россию программа впервые приехала после гастролей по Северной Америке и Европе и только что из Польши. У этого шоу, так же как и у всех 18ти существующих, есть своя сюжетная линия — история о жизни насекомых, где главными героями стали муха и божья коровка, которые своим примером дали понять, что в любом сообществе разношёрстных и разноформных живых существ всегда есть место миру, добру и дружбе. «Вдохновением для этой постановки послужил пёстрый мир насекомых. В целом, при упоминании насекомых, у человека чаще возникают не самые приятные  ассоциации. Но не смотря на это в нашем шоу они другие- очень обаятельные. Если посмотреть на насекомых под микроскопом, вы увидите, насколько они все чудные и разноцветные. И если говорить о том, как создатели додумались до этой темы, то, помимо все прочего, они нашли много параллелей между поведением и движениям насекомых и некой хореографией, принятой в тех или иных дисциплинах цирка. Например, в номере на стене исполнители играют сверчков, а ведь те в живой природе могут подпрыгивать на расстояние, в 30 раз превышающее свой рост!»

От Николя мы узнали, что первым делом над сценой устанавливается техническая решётка, она и есть начало всех начал для монтажа сценического оборудования, во вторую очередь техники занимаются стеной. Потом идёт расстановка зоны закулисья, причём, как мы узнаем чуть позже от артистки, секторы закулисья всегда похожи по расположению и деталям, чтобы артисты и вообще все участники быстро ориентировались в бешеном темпе подготовки.

Мы обходим стену и видим изнаночную сторону обёртки — с лестницами для подъёма, с мини-комнатами с большими экранами для музыкального режиссёра и артистов, ведь всё  происходящее на сцене тщательно отслеживается на мониторах участниками, техниками и руководителями онлайн в разных местах за сценой. В  «OVO» вживую работают 7 музыкантов,  и чуть позже мы узнаем, что они тоже это делают в костюмах и при макияже, — в образах тараканов! — чтобы потом выйти на поклон со всей разноцветной компанией, да и во время шоу есть моменты,  где их видно. У них есть за сценой 4 своих рабочих места по обеим сторонам сцены. Руководитель музыкальной группы смотрит в собственный монитор и подстраивает весь бэнд под то, что происходит на сцене, что в корне отличает постановки Cirque du Soleil  от мюзиклов или, к примеру, балетов.

Чуть позже мы вернемся сюда и заглянем под сцену, ведь процессы заезда и выезда артистов под «пол», чтобы внезапно появиться для зрителей из ниоткуда, очень интригует. Оказалось, что в метровом подпольном пространстве выступающие  ожидают своего появления на неких досках-скейтах, куда заезжают или выкатываются для удобства перемещения,  Николя признался, что обычно шоу происходит в ледовых дворцах подобных этому, и температура внизу под сценой очень низкая, особенно для акробатов, для которых остывать категорически нельзя. В этом случае приходится затаскивать под сцену обогреватели, но это может создать  конденсат и сделать пол скользким, так что в этом пока приходится постоянно искать разумный компромисс в этой проблеме.

Ну а мы перемещаемся вглубь и видим разноцветное пространство тренировочной зоны. «Мы  любим говорить, что шоу у нас идёт не только на сцене, но и за кулисами» — говорит Николя.  Чего здесь только нет — от инвентаря и реквизита рябит в глазах. На четырёх мачтах слева над нами натянуты тросы (Эту штуку организаторы называют «фитнес-джунгли») — под ними — матрасы, чтобы здесь могли тренироваться и наверху и на полу все, включая воздушных гимнастов. Рядом — два батута для соответствующих тренировок, где-то позади расположены фитнес-тренажёры. Кстати, оборудование передвижного тренажёрного зала ездит целым контейнером! «Забавно, бывает, проходить здесь мимо разминающихся артистов, когда они занимаются в своих костюмах перед выходом». Сразу в голове возникает образ этакого человека-таракана, делающего жим лёжа.

А тем временем человек пятнадцать артистов, парней и девушек, здесь растягиваются, подкачиваются, балансируют на подставках, периодически перешучиваясь и изредка озираясь на группу журналистов. Во время рассказа Николя где-то позади физиотерапевт работает с только что отрепетировавшими — приводит их мышцы и состояние правильного покоя с помощью нехитрых упражнений. Чуть позже она займётся китайскими «муравьями». Девушка занимается на воздушном кольце, чуть позже ей на смену придут 3 акробата, которые удивят нас возможностями человеческого тела, а где-то справа на подставке будет балансировать на руках парень. Недалеко от него будет находиться предположительно именно его реквизит для эквилибра на опорах в виде причудливого стебля высотой метра полтора. Это один из самых сложных необычных номеров предстоящего вечера. Одновременно группа девушек-эквилибристок из Китая прямо перед нами в другом углу площадки начинает прогон своего номера — кстати, первого в программе. Пока они синхронно крутят реквизит в виде початков кукурузы и колечек киви ногами, мы вспоминаем, что этот реквизит был изготовлен тоже в Поднебесной на базе, которая делает барабаны. Собственно, колечки киви ими и являются. Поэтому нам повезло увидеть не только визуальную красоту первого номера (пусть и в тренировочные костюмах), но и оценить синхронную перкуссию от выступающих, слышимую только зп кулисами. «Кто хочет попробовать?» — задорно спрашивает Николя и получает от нас порцию улыбок.

Приходит ещё одна русскоговорящая участница шоу Светлана Делу. Она исполняет роль красного паука, работает на стене, танцует и появляется на сцене очень часто во время шоу. Светлана попала в цирк и в это конкретное шоу 3 года назад, и так же, как и Инна, была счастлива  в своё время пройти кастинг, пусть и не с первой попытки, и не представляет пока жизни вне кочевого лагеря. На вопрос о страхах она признаётся, что иметь страх на сцене очень даже полезно, иначе наступает опасное чувство лёгкости и можно допустить ошибку, расслабившись. А Светлане приходится спускаться со «стены» головой вниз. к тому же, любые сложные трюки репетируются и оттачиваются по нарастающей, с простого, а там чувство страха сменяется необходимым чувством уверенности. На мой вопрос о дублёрах Света говорит, что как раз на сцене, чему мы были свидетелями, занималась её дублёрша, и в следующий понедельник эта роль как раз достанется ей. «Мы в небольшой группе по специализации все взаимозаменяемые». На вопрос о тяжести костюмов артистка считает, что в этом смысле меньше всего повезло главному герою сюжета шоу, ведь в том самом синем костюме действительно жарко. У большинства же костюмы очень удобные и делаются до каждого пальца ноги под заказ на главной базе цирка в Монреале персонально под каждого, об этой отличительной черте мы ещё услышим в костюмерной. Талисмана у паука тоже нет, как и у предыдущего участника, с которым мы говорили, есть лишь фотография в гримёрке. Кстати, гримёрка- это святая святых, это то место, в которое журналистов не пустили по причине того, что у артистов должен быть собственный уголок для личного пространства во всей происходящей суете. На шоу в Петербурге к Свете приехал её отец, что дополнительно радует улыбчивую девушку.

Изначально шоу создаётся командой профессионалов, в том числе конкретным хореографом, так для «OVO» была приглашена бразильянка Дебора Полиер. Она остаётся режиссёром шоу, но после его премьеры не путешествует с туром. За каждую часть шоу отвечает капитан — например, определённый человек из участников смотрит за хореографией и проверяет на тренировках, все ли на своих местах. При этом любое выездное шоу цирка со временем трансформируется и усложняется благодаря как инициативе самих артистов, так и экспериментам творческих директоров, но кардинально без участия режиссёров ничего не переделывается никогда. Так, Света сама придумала способ своего появления на сцене и спуска со стены, чему сама очень рада. Артистка призналась нам, что этот момент шоу у неё один из самых любимых и сказала, что очень рада и искреннее ценит то, находится здесь и сейчас. Впрочем, последнее просто проявлялось сиянием от этой обаятельной девушки и мы безоговорочно ей тоже поверили.

А потом нас увели в ещё более разноцветную костюмерную, где с самого утра четыре сотрудницы вовсю в процессе подготовки ярких костюмов насекомых. При нас сотрудница из Южной Кореи подкрашивала обувь, француженка ремонтировала костюм красного муравья,  а канадка занималась головным убором мистера Филиппе, одного из главных героев.  «Это никакая не постановка! — улыбается Николя, — не подумайте,  что мы их сюда позвали и попросили активно работать!  Здесь кипит работа нон-стоп, и я надеюсь, что до вечера они все успеют. » Слева была вешалка с подготовленными костюмами, справа — с теми, что ещё надо починить так или иначе к выступлению.  «Наши зрители,  приходя на выступления, ожидают от нас соответствующего уровня и костюмов невероятной красоты. Но за великолепием должно быть удобство, потому что артисты выступают до 8ми раз в неделю во время туров. Мы используем лайкру и прочие эластичные материалы.

Запоминающуюся по шоу скорлупку «Креатуры» нам, к сожалению,  не довелось увидеть,  но мы убедились со слов Николя, что этот костюм как раз — исключение из вышеупомянутого удобства, он невероятно тяжёл и хитро выдуман, не каждый человек сможет в него пробраться.

Напоследок мы посетили собственную прачечную цирка из 6 стиральных и 3 сушильных машины. Вдобавок,  у цирка есть своя кухня, где повар  готовит на разнонациональную команду собственное меню.

Увиденное в тот день за кулисами впечатляет своими масштабами и невероятной продуманностью по отношению не только к зрителю, уже приравнявшему  к безоговорочному потолку качества такого вида искусств, так и к безопасности и комфорту самих выступающих. Многим ли артистам дозволяется брать с собой в туры свои семьи? (В этот раз с труппой приехали 2 ребёнка). Многие ли творческие команды берут с собой физиотерапевтов и массажистов?

Но некоторые подсобные сцене вещи артисты в силу традиций и экономии времени и делают только сами — например,  крепят оборудование во время выступления … или наносят макияж. У Инны, например, это занимает 20 минут. На наш вопрос, связанно ли это с экономией на стилистах, нас уверили, что это не имеет смысла. Да и настольная книга по макияжу для конкретного шоу является некой фишечкой той дружной непередаваемой атмосферы, которая есть в разноязычном составе труппы из профессионалов своего дела.

Общий язык сообщества милых насекомых шоу «OVO» — выдуманный специально для них. Зритель давно уже без труда находит переводы к постановкам Cirque du Soleil, ведь они через визульную легкость и эффектность, при том, что связанны с риском для жизни артистов, всегда находят свой пусть без на языке красоты прямо в сердце.

Питер встретил премьеру в этот день sold out-ом, свободных мест не осталось.

Кстати,  в следующем году легендарному цирку нашего времени исполняется 35 и весь мир встретит снова свою самую полюбившуюся вещь Cirque du Soleil из 19ти постановок -«Alegria».

[vkalbum owner=’-65068564′ id=’252491375′ cache=’no’ template=’blocks’ preview=’src’ photo=’src_xxbig’ count=’98’]

Автор Евгения Мартынова

Фотограф Светлана Михалько