Интервью. Илья Чёрт: «Не попадайтесь на красивую фразу «знание – сила», ибо это ложь. Знание дает лишь шанс»

Группа «ПилОт» в начале 2018 года представила новый альбом «Пандора». На сайте группы сказано, что «символом пластинки стала скульптурная композиция М.М. Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых». Идея появилась у лидера «ПилОта» Ильи Чёрта, когда у него родилась дочь.
«Я четко осознал, что есть некий порог, символический прыжок в пропасть, который каждый ребенок совершает на рубеже своего подросткового периода, когда из мира, в котором он родился, и который был наполнен заботой, нежностью, феями, волшебством, мечтами о фантастических целях, ему приходится сделать шаг в пропасть мира взрослых» — объясняет музыкант.
«Берегите детей» — призывает группа «ПилОт» своей новой работой.

10 февраля группа презентует альбом в питерском клубе Космонавт, а затем, 17 февраля в московском клубе «RED». Перед презентацией мы решили спросить у Ильи Чёрта о влиянии взрослых на ребенка, соцсетях и новом релизе — альбоме «Пандора».

Илья, в феврале группа «ПилОт» даст концерты-презентации альбома «Пандора» в Санкт-Петербурге и Москве. Расскажите, какие чувства у вас возникают, когда вы впервые вживую представляете новый материал слушателю? Будете переживать?
— Конечно, это волнительно. Студия всё-таки подразумевает всегда вторую попытку, возможность переиграть, сделать что-то лучше в следующем дубле, да и поддержка записанных инструментов прикрывает спину. А на сцене всё как на ринге, у тебя единственная попытка, один бой, и всё зависит только от тебя самого. Материал сырой, ни разу толком вместе не сыгранный. Так что это будет впервые не только для зрителей, но и для нас самих.

Пилот - фото Михаила МарковаРасскажите про обложку альбома. Чья идея и кто её автор?
— Обложку я придумал сам, как идею. А воплощали её в жизнь аж три художника. В смысле, каждый раз меня не устраивала в чём-то картинка, и мы пробовали ещё и ещё. Да и сейчас я бы доработал её, но уже и времени не оставалось, и возможностей у нас не сильно шибко всегда было. За несколько месяцев поисков я так и не смог найти настоящих мастеров по своим средствам в плане художественной 3-Д графики, в которой и задумывалась изначально обложка. Но таки суть и смысл сохранены, а это для меня главное.

Как же сберечь детей от плохого влияния взрослых, ведь считается, что они во многом копируют родителей, учителей и то, что видят на экране телевизора?
— Ответ краток и прост – никак. Ибо что посеял – то и пожнёшь. Поэтому когда некие пожилые или около того люди начинают ругать молодёжь, мол, нынче нравы не те, культура не та и т.д., я всегда хочу им напомнить: именно вы сделали их такими и никто иной. Получите и распишитесь. Практически любой взрослый человек к своим 50 годам приплетается уже побитый жизнью, со шрамами, по колено в грязи и с руками в кровушке, так или иначе, по горлышко во лжи, в грязных тайнах, со скользкой совестью, лицемерными гримасами. Но почему-то каждый из них надеется, что его дети пройдут этот путь по-другому. И хочется спросить: а на кого им ровняться? С чего бы это? Родители для своих детей – единственный ориентир, маяк в ночи мира, звезда путеводная. Они надеются на них с рождения и преданы им, и веруют в них, и любят их самой чистой любовью. А в ответ им что? – в окно посмотрите – вон, на столбе висит: «Любовь. Дорого» и телефончик. Звони, сынок.

Практически каждый человек сейчас испытывает колоссальное влияние соцсетей. В них сидят не только сами взрослые, но что страшно — дети бесконтрольно пользуются планшетами и телефонами. Получается «жизнь в телефоне». Тут всё легко и доступно — нажимаешь на кнопку и получаешь всю гамму эмоций, сродни наркотику. Стоит ли ограничивать детей от всего этого и возможно ли?
— Верный способ прослыть перед ребёнком лжецом слабоумным – это говорить ему «Курить вредно!» с сигаретой во рту. С компьютером то же самое. Это такой же огромный мир, как и мир за окном. И нужно понять простой принцип: в любом мире есть полезные и хорошие аспекты и вещи и есть отвратительные, мерзкие и несущие гибель. Мир это за окном или мир в компьютере – нет разницы. Научите детей доверию, дабы они принимали мнение родителей, чтобы им не пришлось всё дерьмо в обоих мирах пробовать самим на вкус, как мухе. А доверие рождается из Честности, из Правды. И вы никак не сможете ограничить своего ребенка от всего этого, если вы для него не являетесь авторитетом, а вы им не будете, если ваши слова расходятся с вашими делами.

Внутреннее убожество современная молодежь зачастую компенсирует внешними атрибутами: самыми топовыми девайсами, брендовой одеждой и прочими, по сути, не важными вещами. Телевидение с его рекламой побуждает покупать очередную побрякушку. В заглавной песне альбома «Пандора» есть строки: «Твоя Библия – санкционированный телеканал!». Вы поёте об искушениях и подмене ценностей. Как не допустить этого?
— «Ты можешь перечеркнуть сценарий и выключить телеэфир!» (с) группа «Пилот».
Выкинь телевизор из своего дома. Для начала. И купи домой хорошие книги. Начни читать. Брось курить сам. Прекрати бухать хотя бы при детях, и чтобы они от тебя даже запаха не слышали никогда. Никогда, иначе ты — лжец и предатель. Не ори на жену, если не хочешь, чтобы твои дети в будущем так же не орали на свою мать и на своих жён. Будь Человеком, и тогда у тебя появится ШАНС, что твои дети так же вырастут Людьми. Разве всё это обязательно сейчас говорить взрослым людям? Они все это знают и понимают. Но… «подпиши здесь кровью, не бойся, сынок!» (с) «Добро пожаловать в ад», гр. «Пилот».
Компенсации фантиками не потребуется, если отец покажет своему сыну, что такое настоящий мужчина. Если дочь будет смотреть на мать и думать: «Я хочу вырасти такой же!». В любом случае, подросток будет пробовать, примерять, ошибаться, и в этом нет ничего плохого. Но ориентиры будут, и они возьмут своё. А вот когда я вижу мужчину или женщину, которым за 30, и которые, словно подростки, пытаются запудрить и прикрыть свою несостоятельность и комплексы тряпками, автомобилями и социальным статусом – я даже не знаю, что более уместно – плакать или смеяться, ибо подобно мертвецу в помаде и с бантиком. Забавно, но таки позовите врача.

Со времени выхода альбома группы «ПилОт» «Рыба, крот и свинья» прошло более 10 лет. В песне «Добро пожаловать в ад» с нового альбома, по моим ощущениям, продолжена тема песни «Королевство», социальные противоречия раскрываются с ещё большей художественностью. То есть стало только хуже?
— Видите ли, все всерьёз интересующиеся духовным знанием в курсе, что такое Кали Юга, и что в неё едят. То, что становится хуже и дальше будет хуже – предсказано ещё более 7 000 лет назад. И что с этим делать, все рекомендации по выживанию – там тоже расписано. Зиму никто не отменял. И те муравьи, которые готовились к зиме, и дети их, переживут холода и морозы, и останутся при всех внешних ужасах Людьми с Большой Буквы. А стрекозы, которые всегда жили по принципу «и так сойдёт, пронесёт, прокатит» — все они «подснежниками» потом оттают по весне, как это называют в следственном отделе. Земля им грядкой.
Сейчас поздно говорить «зима близко», ибо зима уже здесь. Лишь только кнопку на пульте нажми, и сгинь в сугробе.

В интервью на «НАШЕм радио» вы говорили о желании записать эту песню с Глебом Самойловым, а в комментариях в вашей официальной группе написано, что в итоге принимали участие только Бастракова Елизавета и Чуйкова Юлия-Мария. После прослушивания трека чуть ли не каждый слышит Глеба Самойлова. Развейте сомнения слушателей, это он или у вас получился такой эффект?
— Изначально придуманная партия вокала в этой песне напоминала нам манеру и стиль Глеба Самойлова. Именно поэтому и возникла позже идея предложить ему участие в записи. Но Глеб не был согласен со всем, что было донесено текстом песни, поэтому вежливо и тактично отказался. И я прекрасно его понимаю, ибо на его месте поступил бы так же. Я уважаю его мнение, даже если оно расходится с моим.

Вы перефразировали Егора Летова в финале «Нетолерантности»: «Без знания ходит дурачок с ложкой в сапоге, ищет дурачок себе оправдания». Почему не сохранили «летовский» вариант?
— Потому что я хотел заложить в текст иной посыл, более точный, более сконцентрированный, менее абстрактный и менее поэтичный. Я думаю, что если сейчас 17-летним ребятам поставить «Гражданскую оборону», они и половины не поймут, что Егор хотел сказать своей поэзией. Слова слышат, а что в них заложено – нет. Они просто «не догоняют», и это влияние времени и положения в цивилизации в целом, а не их личная трагедия. Уровень разума и интеллекта не достаточен уже, чтобы воспринять гениальность текстов Летова, чтобы осознать смысл сказанного им. Понималка уже не тянет. И я решил «разжевать» некоторые основные летовские тезисы в своем творчестве, и заодно обратить на его творчество внимание. Оно актуально сейчас, как и ранее.

Попробуем закончить интервью чем-то светлым) Мне кажется, всё же вы не теряете надежды, и в песне «Выживший» обращаетесь к своим слушателям: «Но слово мое до тебя долетает, и если ты хочешь выжить, послушай…». Как считаете, чему нужно учить современных детей и как сохранить в них веру в мечты?

— Детям нужны примеры честных, порядочных людей, которые демонстрируют самые высокие стандарты нравственности, чистоты во всём, морали и совести. Дети должны убедиться, что это – выгодно и правильно. Детям нужно честно рассказать, что такое мир вокруг, и что такое они сами. Для начала. Я имею в виду духовное знание на уровне науки, на уровне физики. А это сейчас, к великому сожалению, могут квалифицированно преподавать едва ли не пять-десять человек на всю 120-миллионную страну. У нас в стране, к примеру, половина людей до сих пор искренне думает, что Бог – это моложавый дядька с аккуратно постриженной бородкой, и никого не смущает, что остальные ТРИЛЛИОН видов живых существ на Земле не в курсе этого, надо же напасть какая. Вера – от слова Доверие — рождается из Знания. Ибо ты всегда будешь доверять лишь тому, кого хорошо знаешь, и никак иначе. Знание порождает Веру. Не слепую веру в чебурашек, Бога или Деда Мороза, но доверие. А получив Знание, дети не поверят, но убедятся, что их мечты – в их руках, что они достижимы и реальны. И как я всегда на своих лекциях говорю: не попадайтесь на красивую фразу «знание – сила», ибо это ложь. Знание дает лишь шанс. Шанс обрести силу, шанс на выживание Зимой. А действительно выжить и стать счастливым тебе может помочь только практика, ежедневное применение полученного Знания. Так что меньше философии, иди и помоги маме помыть посуду! Позвони прямо сейчас и извинись перед тем, кого обидел. Книжки умные потом читать будешь, и иконы подождут, ибо деревянные. А вот люди живые ждать не будут, они умирают вокруг тебя со скоростью три человека в секунду. Поторопись.

Задавала вопросы Алла Че
В публикации использованы фотографии Михаила Маркова (концертное), Натальи Захаровой (студийное)