Репортаж. Глеб Самойлов. АГАТА КРИСТИ 30. Темная сторона. Aurora Concert Hall. 13 декабря 2018
Агата Кристи – без сомнения культовое музыкальное явление, рождённое в 80-х годах прошлого века на уральской земле, и быстро охватившее необъятные просторы нашей великой Родины. В середине 90-х, на пике своей популярности, музыканты затмили своим творчеством даже российских поп-звёзд, и страну охватила всеобщая «агатомания». Группа испытала на себе все прелести славы: невообразимые буйства армии фанаток, пристальное внимание со стороны СМИ и прочие излишества, соответствовавшие жизни настоящих рок-кумиров. Стоявшие у руля своего детища братья Самойловы всегда являлись чуть ли полной противоположностью друг друга: взрывной, активный, пробивной Вадим и немного отрешённый, погружённый в себя, депрессивный Глеб. Именно Глеб Самойлов ответственен за написание большинства текстов коллектива. Его поэзия, в которой переплетаются страдание и наслаждение, и стремление с чему-то сюрреалистичному, несуществующему в этом материальном мире и придавала большинству творений декадентный оттенок, уводя слушателей в свой неповторимый волшебный мир, на «тёмную сторону».
13 число (жаль только, что это была не пятница) видимо было выбрано для концерта не случайно. В самом клубе «Аврора» на набережной Невы был полный аншлаг – собралось довольно-эпическое количество зрителей. Среди известностей в VIP-зоне были замечены Настя Полева, Егор Белкин и рок-поэт Алексей Никонов.
Под надрывный дракульский ремикс песенки «Секрет» на сцену клуба начали постепенно выходить музыканты группы ”The Matrixx”: сенсей вращения красных барабанных палочек Дмитирий
«Снэйк» Хакимов, его соратник по «Наив», гитарист Валерий Аркадин и прелестная клавишница/басистка Станислава Матвеева. Последним, под уже начавшийся гимн мирового безумия «Ты и Я» на сцену под всеобще ликование вышел сам «русский Бодлер» Глеб Самойлов. «Ты и Я» с простым, как три рубля Ницше открыли врата в мрачный мир «Агаты Кристи».
Далее последовала «Дорога Паука», написанная некогда Глебом (как и песенка «Альрауне») под впечатлением от рассказа немецкого готического писателя Ганса Эверса «Паук». «Дорогу Паука» можно расценить как едино личностный путь по жизни, персональный поиск её смысла в извечной тьме души, притягивающий к себе тех, кому эта дорога также небезынтересно. Современные мистики назвали бы это «Путём Левой Руки» – поиском света в непроглядной тьме. В целом именно песни с альбома «Чудеса», самого таинственного и «ночного» альбома «Агаты», и составили основополагающую часть «Тёмной Стороны»: «Дорога Паука», «Они Летят», «Чудеса», «Веревольф», «Навеселе», «Ковёр-Вертолёт». Помимо этих вещей особое внимание было уделено альбому «Майн Кайф?»: «1,2,3 Waltz», «Снайпер», «Секрет» и темам с двух последних более гитарных творений «Триллер»: «Садо-мазо», «В Интересах Революции», «Порвали Мечту»; и «Эпилог»: «Билеты Проданы», «В Такси», «Последнее Желание» Эти вещи составляют противоположность более ранним творениям, которые очень любит исполнять теперь на концерте Вадим. Этот же контраст и создал нужную гармонию, подчинившую себе зал.
В теме ”Eins, Zwei, Drei Waltz” Глебу, посредством своего голоса удалось создать в ушах и умах слушателя дикий диссонанс. Помогал ему в этом лидер группы «Голова Муэссы» яркий блондин Владимир Елистаров. Помимо этого, Владимир несколько раз поддерживал концертный саунд звучанием трубы, в частности
заменив тем самым легендарного саксофониста «Наутилуса» Алексея Могилевского в песенке ”The Matrixx” «Никто Не Выжил».
После великолепного во всех отношениях садо-мазохисткого гимна «Вольно» с «Позорной Звезды», к жарким огням сцены под бурные овации явился Андрей Котов, легендарный ударник «Агаты», игравший с братьями с 1990-го по 2008-й год. Он исполнил с музыкантами чудесного «Веревольфа», «Навеселе», триллерную «Садо-Мазо» и маньяческий шлягер в стиле танго «Бесса мэ..» с раннего альбома «Коварство и Любовь». Эта тема, по заявлению самого Глеба исполнялась за всю историю его карьеры до этого всего второй раз. Эта тема явилась крайне неожиданной и очень обогатила и без того уникальный концерт. Сам Андрей был крайне доволен и тащился от того, что ему вновь представилась возможность поиграть песни «АК» с одним из братьев.
Описывать всё шоу не имеет смысла – оно было великолепным и прошло на ура. Но если сравнивать исполнение вещей «Агаты Кристи» Вадимом и Глебом, то у Вадима более насыщенный и звонкий голос. Это хорошо, но подходит не для всех вещей. У Глеба голос не столь яркий, но он звучит более театрально. На концерте Глеб растворялся в своих персонажах, вытанцовывая и выписывая колоритные пируэты руками, иногда переходя на дикий фальцет, звучащий так, как будто Бабе Яге кто-то уронил на костяную ногу её стокилограммовую летательную ступу. Если отбросить шутки то, когда песни исполняет сам автор, это звучит намного правдоподобнее, чем если бы их исполнял кто-либо ещё. Невозможно, к примеру, перепеть Высоцкого, даже если ты даже какой-нибудь его родственник. Может получится красиво, если песню Владимира Семёновича исполнит какая-нибудь девушка, но повторить его самого досконально просто невозможно. И Глеб Рудольфович на этом концерте исполнил все свои ранние произведения просто на «ура!». После «летательного ковра» зазвучал «Опиум для Никого», высшая
точка декаданса (или самоиронии) в творчестве Глеба, являющаяся посвящением как лондонским китайским курильням 19 века, так и стёбом над рокерами и готами с их любовью к чёрному цвету. Но то, что было далее невозможно вспоминать без хохота. Превратить чётко выстроенную в плане музыки «Чёрную Луну» Вадима в хаотично-истеричное «Каменное Дно» явилось сарказмом высшего уровня и своего рода местью за исполняемые Вадимом песни Глеба на концертах старшего из братьев.
И в самом конце прозвучали «Никто не выжил» из репертуара ”The Matrixx” и трагическая литания «Порвали Мечту», которую Глеб посвятил Илье Кормильцеву, гениальному поэту и переводчику, брошенному под конец его не столь долгой жизни почти всеми умирать в одиночестве лондонском хосписе. В России поэтов часто не ценят, даже ненавидят при жизни, но зато начинают восхвалять их спустя годы после их смерти. Смерть ставит точку, как говорил режиссёр Федерико Феллини, делая творческую личность завершённой. Можно уверенно сказать, что «Агата Кристи», как и её старший брат «Наутилус Помпилиус», ставшие достоянием нашей нации, никогда не являлись чисто русским роком. Это музыка европейского уровня, исполняемая на русском языке. Сие подтверждается многочисленными европейскими турне и высокими наградами на европейских музыкальных конкурсах.
Вадим и Глеб, словно солнце и луна на изображении известного символа алхимической свадьбы. Их объединяет лишь то, что они светила, а в реальной жизни братья-музыканты, и уроженцы загадочного Асбеста. После того как дипломатичный клавишник, композитор и эстет Александр Козлов покинул в 2001 году этот мир, некому стало мирить и удерживать связь между днём и ночью внутри коллектива. Внутри Глеба клубиться и клокочет его внутренняя тьма, но она полна мерцающих звёзд, освещающим дорогу исследователям жизни и одиноким веревольфам в этой ночи. Остается надеется, что родные братья, вспомнив вопрос-
наставление («В чём сила, брат?») бессмертного народного героя найдут меж собой всё же некий компромисс, ибо сила «Агаты Кристи», как и всех братьев и сестёр мира в единстве.
Сет-лист:
- Секрет Dracula Mix
- Ты и Я
- Дорога Паука
- 1,2,3 Waltz
- Они Летят
- Чудеса
- Вольно
- Веревольф
- Садо-мазо
- Бесаме Мучо
- Навеселе
- Снайпер
- Секрет
- Пуля
- Билеты Проданы
- В Такси
- В Интересах Революции
- Последнее Желание
- Ковёр-вертолёт
- Опиум
- Каменное Дно (поп)
- Никто Не Выжил
- Порвали Мечту
Текст: Artem Maksul
Фотограф: Сергей Дорошенко