Репортаж. Белые ночи испытали на прочность 10 конкурсантов. Ледовый дворец. 20-22 июля 2018
О белых ночах в мире не знают, пожалуй, только те, кто ни разу не приезжал в Санкт-Петербург летом. Визитную карточку города решили по-своему использовать организаторы, которые так и назвали свой фестиваль. В этом году «Белые ночи» проходили в юбилейный, десятый раз, так что количество гостей, в том числе и зарубежных, обещало три отличных вечера.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что фестиваль этот — ещё и смотр новых талантов: 10 конкурсантов из 9 стран боролись за право получить своего слушателя в России. Кому-то это действительно удалось, кому-то не очень, впрочем, обо всём по порядку.
Когда идёшь в Ледовый как зритель, не можешь ощутить всю мощь этого здания изнутри. А вот когда выныриваешь из-под сцены, открывается совершенно другой вид на, казалось бы, такой знакомый зал. И вот ты стоишь, а со сцены без разминок и разогрева настоящая звезда: Патрисия Каас. Знаменитая француженка исполнила три своих хита в акустической версии и то, насколько быстро она покорила зал, говорит о необычайной харизме исполнительницы.
Потом зарубежную гостью сменил Филипп Киркоров, который в своём интервью разоткровенничался, что делает совместный клип с Николаем Басковым. Песня будет называться «Ибица», а написал её Антон Пустовой — тот самый автор суперхита «Цвет настроения синий». Помимо этого, Филипп рассказал, что нужно, чтобы победить в любом соревновании:
«Для того, чтобы побеждать на конкурсах, нужны не нервы, а канаты стальные. Зато я гениальный наставник. Я знаю, чего нужно бояться на конкурсах и предостерегаю, обучаю всех тех, кто со мной на конкурсы эти ездит. Я всем говорю одно: получите удовольствие на сцене. Это очень сложно, нужно забыть про все волнения, груз ответственности, а это очень сложно, когда за тобой стоит целая страна, как на Евровидении.»
Не обошлось и без любимца всех женщин Стаса Михайлова, который специально для «Белых ночей» исполнил свой новый трек «Я и ты» на стихи Михаила Гуцериева. Мы не могли не спросить его про то, что он думает о престиже конкурса:
«Статусность фестиваля подтверждается, наверное, количеством известных артистов, которые на нём присутствуют. Мне кажется, это не лишнее мероприятие для людей творческих. Они смотрят друг на друга и начинают в себе что-то менять.»
А после всего этого действа на сцену поднялась Кенди Далфер, голландская саксофонистка. Невероятная энергия и постоянная импровизация — пожалуй, это и есть самые подходящие слова для выступления автора легендарного хита «Lily Was Here». Кстати, мне удалось перекинуться парой слов с ней и выяснить, что она держит связь с со-автором вышеупомянутой песни Дейвом Стюартом из Eurythmics и что в ближайшие пару лет они снова собираются в студию вместе. Кенди кстати, как оказалось, участвовала в шоу X-Factor как наставник, так что ей, как никому другому известно, каково это — быть судьёй музыкального конкурса.
«Это очень ответственная должность, и, безусловно, очень сложная. Посудите сами: человек, который приходит на шоу может не быть профессиональным музыкантом, он может быть застенчивым, может волноваться в этот конкретный момент. Но мне нравилось то, чем я занималась, я подружилась со многими своими подопечными с того шоу.»
Программа фестиваля вызывала некоторое удивление, потому как после всех звёзд начали выступать конкурсанты, а народ из зала стал уходить. Особенно «повезло» тем конкурсантам, кто выступал в самом конце — на телевизионной картинке этого не видно, но на момент выхода последнего участника конкурса в Ледовом оставалась едва ли треть от тех, кто пришёл к началу. Но те зрители, которые всё-таки остались, с интересом наблюдали за происходящим на сцене. Об этом может говорить хотя бы то, что когда конкурсантам занижали оценки, зрители на трибуне у меня за спиной кричали «Мало»! Самое интересное, что оба раза я был с ними согласен, судьи будто придерживали оценки для россиян Анастасии Спиридоновой и Эдуарда Хачаряна. Но то был первый день, где я бы выделил бразильского исполнителя ViniciusD’black, того самого, которому так мало дало уважаемое жюри и за которого так болели на трибунах петербуржцы. А ещё было интересное исполнение песни «Трава у дома» американской инди-рок группой Mr Mother, с которыми мне удалось пообщаться после выступления:
«Каждый раз, когда мы выходим на сцену вместе, как группа, мы совершенствуем свои навыки, оттачиваем их, для того, чтобы стать лучше как музыканты, как группа. Нам показалось интересным, что вы, русские, так гордитесь своими достижениями в области космонавтики. А ещё вам очень нравится поп-музыка, так что мы решили, что соединим эти две вещи. Вот почему мы выбрали трек группы «Земляне» «Трава у дома».»
———
Второй день открывала группа Tower Of Power. В России о ней знают единицы, хотя в США, откуда они родом, они на гребне фанковой волны уже в течение 50 лет. Вы можете себе представить, насколько сильно их мастерство, если они даже по прошествии стольких лет всё равно не отдают никому пальму первенства? А вот у тех, кто пришёл в этот вечер в Ледовый, получилось почувствовать на себе всю мощь фанка от американцев. Несколько подпортило впечатление то, что группа почему-то вместо трёх песен сыграла только две.
После этого был настоящий бенефис русских звёзд: Дима Билан, София Ротару, Александр Малинин и так далее. Многие исполняли песни на стихи бизнесмена Михаила Гуцериева.
А вокалистка «Ночных Снайперов» Диана Арбенина после выступления рассказала, в чём секрет популярности её песни про Инстаграм:
«На самом деле как такового секрета и нет: всех нас волнует то, о чём там говорится. Я писала про себя (а я всегда пишу только про себя), писала, что мы заменили нашу обычную жизнь виртуальной. А когда ты ещё и ссоришься с кем-то в Инстаграме, то это просто кошмар — видео круче боёв без правил. Ну, правда, финал я знала заранее — такой питерский фатализм.»
Впрочем, основные страсти кипели в этот вечер на сцене во второй половине вечера. В отличии от первого дня, где музыканты исполняли чужие произведения, здесь у них была настоящая вольница, потому что в субботу они пели свои песни. И здесь безусловным фаворитом оказались американские рокеры Mr Mother: заработать 50 баллов из 50 за два конкурсных дня удалось всего три раза и только двум исполнителям! Ну а если брать тех, кто по-настоящему поразил индивидуальностью, то это японский дуэт Vaiwatt: это был настоящий панк-рок, которым его когда-то видели отцы жанра: The Stooges, The Sex Pistols и так далее. Непосредственность и бескомпромиссность номера не оставляла им шансов на победу: всё-таки у нас далеко не многие знают про j-rock, и уж точно такая музыка не входит в число любимых у судейской пятёрки. Но тем и был хорош тот номер.
А ещё для тех, кто всё-таки просмотрел все номера артистов, организаторы мероприятия соорудили бонус: Светлану Лободу, которую никто не ждал; она даже не была заявлена в нашем, журналистском списке. При этом она, как водится, после прибытия не отправилась сразу покорять площадку, а ещё то ли 20, то ли 30 минут потратила на грим. Всё это время публику развлекал ведущий вечера Александр Ревва. Думаю, что это был самый странный стенд-ап в его жизни, но он выдержал, всё-таки он профессионал! Лобода исполнила три песни, впрочем, в телеэфир, как оказалось, они так и не попали.
——
В третий же день никто никому оценок уже не выставлял, а самые внимательные уже даже подсчитали, кому достанутся все призы. Я же специально делать этого не стал, чтобы получить всю информацию из первых уст. Тем более, что в этот вечерез планировалось много именитых зарубежных гостей.
Третье место досталось представительнице Тайланда под псевдонимом Preen. Вторая ступень пьедестала почёта и специальный приз от радио Шансон достался Эдуарду Хачаряну, представителю России. И это было ожидаемо, потому что его исполнение песен на фестивале было едва ли не эталонным. В коротком блиц-интервью Эдуард поделился с журналистами своими эмоциями по поводу завоёванных наград и планов на будущее:
«Ощущение очень волнительное, очень почётное и очень приятное. Спасибо членам жюри, спасибо потрясающей публике, которая всегда горячо принимает меня. Я изначально говорил, что я еду не за местами, а за хорошими выступлениями и [хотел] достойно представить страну. Получилось второе место, да ещё и специальный приз от радио Шансон. Люди, которые меня запомнили ещё по предыдущему проекту несколько лет назад — проект Голос — уже знают меня и они уже со мной. Я уже знаю приблизительно свою публику и думаю, что новые песни их не разочаровали: и «Синяя вечность, и «Молитва». Я сейчас записываю много разных композиций, постепенно будем их презентовать.»
Первое место справедливо уехало в США вместе с группой Mr Mother, которые, кстати, на гала-концерте исполнили песню с детским хором. Сложно было сказать, кто волновался больше в этом номере, ведь из-за заминки коллектив только с третьего или четвёртого раза смог начасть играть. Но, в итоге, это было действительно интересно и мощно. Так что я задал пару вопросов о том собираются ли они в будущем вернуться в Россию и пригласят ли на студию тех самых мальчиков и девочек:
«Нам очень понравилось, очень классные ребята работали над фестивалем, особенно за сценой. Мы очень хотим вернуться и обязательно отыграть концерты в Москве, Санкт-Петербурге и в Сибири. Нам было очень интересно работать с этим хором, однако у нас нет совершенно никаких планов, поскольку мы живём сегодняшним днём, так что наши единственные планы на этот вечер — это пойти на афтепати и хорошо провести время.»
После вручения приза за первое место, на сцену поднялся умудрённый опытом Александр Маршал, у которого сейчас сын сам входит в тот возраст, когда пора на музыкальные конкурсы. Нам он рассказал, как можно прибиться в шоу-бизнес:
<Хотелось бы, чтобы это [мероприятие] продолжалось каждый год. Вы же знаете, сколько у нас талантливых людей, которым пробиться очень сложно, потому что шоу-бизнес представляет из себя некую цитадель, которую иногда нужно разбить лбом. Я желаю всем участникам семь футов под килем и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом. Будут взлёты, будут падения, главное — не останавливаться, уж я-то в своей жизни прошёл такое, и с Парком Горького, и до… Но я ловлю себя на мысли, что я никогда не вилял хвостом и делал то, что я люблю. И это мне всегда помогало.»
Настоящей жемчужиной вечера оказался Seal, который, как и Патрисия Каас выступал в акустике. Но! Как он чувствовал зал! Как он пел, как он держал публику в кулаке. Это невероятно, но он весь Ледовый раскачал уже ко второй песне, а когда в третьей случились проблемы то ли с микрофоном, то ли с гитарой и его попросили перепеть её — он не просто не закапризничал, он спел песню ещё лучше, чем в первый раз!!! И да, это действительно то, что принято называть мастерством и харизмой. В свете того, что наши конкурсанты исполняли в первый день чужие песни, я спросил, как он в принципе относится к каверам
«Если ты певец и любишь петь, то тебе нужно исполнять только лучшие песни. И в этом смысле кавер-версии — это хорошо. Конечно, не все из них хороши по исполнению… Вот Джек Блэк исполнял песню «Kiss From A Rose». Он великолепный певец. Он, конечно, заставляет людей смеяться, но, тем не менее, он прекрасно поёт, у него прекрасная вокальная техника, так что его кавер мне нравится.»
Seal же и объявил обладателя Гран-при фестиваля: Анастасию Спиридонову. Это та самая конкурсантам, которая получила дважды по 50 баллов.
Достойнейшим завершением вечера стали коллективы Michael Schenker Fest и Kool And The Gang. Первая группа хорошо знакома любителям тяжёлого рока и объединяет в себе участников таких легендарных групп, как Rainbow, UFO и Scorpions. Причём в группе аж 4 вокалиста и я считаю, что это уникальный проект в истории рок-музыки, потому что у каждого из них совершенно своя техника и манера исполнения. Что же до вторых, то это ещё одна удивительная фанковой группа, которой доверили стать хедлайнером третьего дня не просто так. Эти американцы, обладатели Грэмми, песни которых десятки раз попадали в чарты действительно смогли удивить и оживить подуставшую публику.
На такой мажорной ноте фестиваль был объявлен закрытым и настала пора подвести итоги: хотя считалось, что на фестиваль продали все билеты, местами танцпол выглядел пусто прямо в начале, а на подходе к билетным кассам тучные тётеньки за спасибо отдавали лишние билеты. Ну и неразбериха с программой выступлений тоже была весьма печальной. Но в целом фестиваль оставил хорошие впечатления, было много интересных гостей, с которыми действительно хотелось общаться. И, что самое главное, практически все музыканты отвечали на вопросы въедливых журналистов. За это большое спасибо им и организаторам, которые год от года сводят воедино артиста и зрителя, жюри и конкурсантов, музыку и слушателя по всей стране.
Автор: Андрей Гридин