«Кабаре «Бродячая собака»: Музыкальный Моноспектакль Юлии Рутберг. «Колизей Арена». 28 ноября 2018

«Раз это кабаре, и нет четвёртой стены, то очень прошу не отключать ваши мобильные телефоны, и, когда будут раздаваться звонки, мы, конечно же, будем останавливать спектакль и слушать, о чём вы говорите», — начинает свою авторскую сольную программу «Кабаре «Бродячая собака»  Юлия Рутберг. Актриса театра и кино, лауреат премий «Чайка» и «Хрустальная Турандот», народная артистка России, и кавалер ордена «Слава нации», Юлия Рутберг относится еще к Тому (с большой буквы) поколению актеров, умеющих сочетать актерский дар с глубочайшей интеллигентностью и высокой нравственной культурой. «Я такая старая, что еще застала порядочных людей», — говорила Фаина Раневская. «Так вот, я тоже их застала», — замечает Юлия Рутберг.

К слову, Раневская – одна из ее недавних киноролей, как и Анна Ахматова (ее Юлия играет в картине «Анна Герман»). Юлия Рутберг  — это и глубоко драматическая, и характерная актриса. А в своих моноспектаклях она раскрывается еще и как необыкновенный, думающий и чувствующий человек. Программа «Кабаре «Бродячая собака» входит в репертуар Театра имени Вахтангова, где Юлия Рутберг служит уже 30 лет. В моноспектакль входят стихи разных поэтов – от Павла Антокольского, Александра Вертинского, Анны Ахматовой до  Булата Окуджавы, Павла Когана, Наума Коржавина, Леонида Мартынова и «детского» поэта Вадима Левина (из сборника «Глупая лошадь»). Стихи Теофиля Готье Юлия читает на французском языке, на французском же поет песню из репетуара Эдит Пиаф и Жюльетт Греко, в прозе читает эссе о Пушкине. Вместе с Юлией Рутберг в «Кабаре» выступает  лауреат международных и всероссийских конкурсов, пианист Алексей Воронков. Главной жанровой особенностью своих выступлений Юлия считает отсутствие пресловутой «четвертой стены», постоянное взаимодействие с публикой на уровне обнаженных нервов, диалог, совместное размышление, путешествие мысли.

—  Когда я увидела фильм «Кабаре», то просто с ума сошла, — рассказывает актриса об истоках жанра своих сольных программ, —   Мне хотелось работать в этом жанре, потому что это сплав музыки, пластики, актерской игры. В итоге я создала собственный проект «Вся эта суета». В нем тринадцать музыкальных номеров, прописана история по принципу кабаре. При этом идет разговор на серьезные темы. А «Кабаре «Бродячая собака» – заветная для меня тема. В этом легендарном питерском кабаре был один из центров культурной жизни Серебряного века. А какие имена посетителей – Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Игорь Северянин, Всеволод Мейерхольд, Константин Бальмонт, Аркадий Аверченко. Надеюсь, что этот жанр в моей жизни надолго.

Диапазон ролей, которые Юлия Рутберг исполняла и исполняет в театре и кино, очень широк – от водевиля до трагедии, от комедии до пластической драмы, от Сары Бернар и Алкмены до мадам Дурандас и бессловесной Козочки (в спектакле Римаса Туминаса «Улыбнись нам, Господи»). Юлия – голос множества радиопостановок и передач канала «Культура». Постоянно появляется она и на телеэкранах, хотя и считает сериалы «отхожим промыслом» актерской профессии. В своих моноспектаклях она может позволить себе раскрыться и как Юлия Рутберг. На такое способен далеко не каждый артист, а только тот, у кого есть и свой собственный драгоценный характер.

– Мне часто говорят: «Вы так хорошо выглядите в жизни, а почему на сцене и на экране такая немолодая, нелепая?» Я изумляюсь этим вопросам. Профессия актера – меняться. А у меня на руках козырная карта – я всегда была характерной актрисой, — делится своим секретом Юлия, — Еще с юности больше всего мне хотелось сыграть Бабу-ягу!  Это такой трогательный, очаровательный персонаж, собирательный образ всех сказок. Сколько женских качеств, какой полет фантазии! Это просто сказка в сказке. А вообще, у любой, самой розовой и пресной героини должен быть характер. Даже у Белоснежки.

С программой «Кабаре Бродячая собака» Юлия Рутберг побывала в Германии, Дании, Америке, Литве, во множестве российских городов в рамках театральных программ, фестивалей моноспектаклей, сольных филармонических концертов. Посетить легендарное кабаре и послушать Ахматову и Вертинского в переложении на особенный голос Юлии Рутберг – идеальная программа для петербургского вечера в конце ноября, когда на улице постоянно темно, и душа ищет утешения в прекрасном и непреложном.